Растворитель для полипропилена

Лада 2113 Винишко › Бортжурнал › №11. Восстановление пластмасс ABS и PP

Приветствую Вас в своем бортжурнале.

Хотел бы поделиться с Вами своим личным опытом решения одной проблемы. Фотоматериал был подготовлен в начале ноября 2018, текст написан в конце декабря. Позже, часть текста была утеряна вместе с энтузиазмом. Энтузиазм все же нашёлся и он побудил меня на создание иного варианта текста 13 марта 2019 и его публикацию сегодня. Почти 5 месяцев… Достаточно оперативно. 😀

Проблема ломающегося пластика в машине никого не удивит. Начинается всё с неаккуратного демонтажа, хаотично разбросанных деталей или даже само по себе. Для тех, кто еще не столкнулся с такой проблемой, сразу напишу: пластик в Самаре — полнейший отстой. Будьте аккуратны при его демонтаже, т.к. ломается он от малейшего прикосновения. Так, при демонтаже передней части панели у меня отвалилась скоба вместе с кусочком пластика, даже несмотря на соблюдение аккуратности.

Если Вам кажется, что купить новую аналогичную деталь — самое верное решение, то можно будет поспорить. Следует учесть все подводные камни в этом варианте в зависимости от типа пластиковой детали. Так, например, реснички фар, могут не попадать в цвет с кузовом (либо быть некрашеными, тогда ещё затраты на покраску), быть кривыми и т.д. Внутренний пластик, такой как облицовка стоек, достаточно тяжело найти в продаже, если только попытать счастье на разборках. Некоторые детали (например, заглушка ручки стеклоподъемника) вообще не встречаются в продаже, а идут в комплекте с электростеклоподъемниками. Это далеко не все нюансы данного способа.

Возможно, в этой записи для многих не будет ничего нового, но я бы очень хотел поделиться достаточно надежными методами восстановления пластмассы на нашей машине, избегая уродский секундный клей или саморезы… Или что-то ещё… Со стремлением многих людей сэкономить и так на очень дешёвом автомобиле, я назову проблему, описанную в этой записи, достаточно актуальной. Пусть это будет своего рода руководство к действию не только для них, но и для всех, так как некоторые детали действительно целесообразно восстановить.

Идея написать эту запись пришла ко мне именно потому, что:
— в машине много неудачно склеенных элементов салона (на секундный клей была приклеена ручка водительского зеркала, остался большой след на дверной карте, а ручка всё равно отвалилась);
— сломаны некоторые внешние элементы в цвет кузова (купленные реснички не попали в тон и к тому же были кривыми);

— покупка некоторых элементов нецелесообразна по некоторым причинам (малые повреждения на облицовке стоек, высокая цена торпедо, отсутствие необходимости в боковинах задней полки);
— многие из поврежденных элементов отстутсвуют в продаже или продаются комплектом (заглушка ручки стеклоподъемника, молдинг крыла);
— некачественное восстановление пластика на СТО (всё тот же молдинг крыла);.
… и другое.

Среди всех пластмасс, в нашем автомобиле широко используется ABS и PP.

[Пластик ABS]
Пластик ABS — это почти весь внутренний, а также часть наружнего пластика автомобиля. Пластика ABS полно и в повседневной жизни. Вариантов восстановления — великое множество, но я использую для его восстановления ДИХЛОРЭТАН.

Дихлорэтан свободно продаётся в хозяйственных магазинах, но мной он был приобретен в магазине радиодеталей. Цена флакона — не более 100 рублей. Хватит надолго.

Дихлорэтан растворяет пластик, благодаря чему прочность соединения, спустя определённое время, почти не уступает цельному пластику.

В Н И М А Н И Е ! ! ! Дихлорэтан токсичен! Все работы проводить в строго проветриваемом помещении с использованием средств индивидуальной защиты.

Для выполнения склеивания нужны ватные палочки (нанесение ими дихлорэтана на склеиваемую поверхность очень удобное, либо вата на спичке). Обязательно необходимо убедиться, растворяется ли пластик при воздействии на него дихлорэтана: если вата активно приобретает его цвет, значит этот предмет может быть восстановлен. Необходимость данного действия обусловлена тем, что не весь пластик ABS хорошо склеивается.

Первыми были восстановлены реснички. Я просто брал ватную палочку, смачивал ее в дихлорэтане и обильно наносил его на место склейки, а затем прижимал половинки между собой. Затем, ещё раз обильно смачивал получившийся шов с двух сторон и откладывал деталь на сутки.

Некоторый пластик дихлорэтан сжирает сильнее и поэтому, чтобы не получилось «провала», правильнее будет растворить кусочек аналогичного пластика и наносить его на склеиваемую поверхность

Кроме ресничек, у меня было куча треснувшего пластика в салоне — облицовка передней и центральной стойки крыши, пластиковые боковины задней полки. Всё делал по описанному выше сценарию. Склеено намертво, единственный негативный момент — это выделяющаяся глянцевая поверхность в месте склейки.

Этот минус можно легко обратить в плюс — смочив всю поверхность пластика, можно придать ему блестящий вид. Зашкурив место склейки, можно избавиться от выделяющегося шва, но я не стал над этим заморачиваться.

[PP (Полипропилен)]
Полипропиленовых деталей в автомобиле тоже хватает. Это, в основном, наружний пластик (бампера, молдинги, накладки на пороги).

Все, наверное, слышали о пайке бамперов? Я точно никого не удивлю если предложу данную идею в качестве основной. Просто я вспомнил, что когда-то при монтаже водопровода полипропиленовые трубы соединяли при помощи соединения расплавленных концов. Из полипропиленовых деталей сломанными у меня оказались внутренняя часть заглушки ручки стеклоподъемника (не существующая в продаже) и задний молдинг. Так как молдинг был восстановлен ранее (не очень качественно), то опыты проводил только над заглушкой. Полипропилен при плавлении становится как пластилин. Нужно жалом паяльника расплавить повреждение полностью вглубь, а затем разровнять поверхность с обоих сторон. Соединение получилось достаточно крепким, несмотря на упрощение. Для более надежного соединения можно использовать сеточку, утапливать ее вглубь.

Предложенные варианты восстановления пластика достаточно эффективны при минимальных затратах и лично от себя рекомендую забыть секундный клей за 10 рублей, как не соответствующий требованиям прочности соединения компонент. А как Вы поступаете с поврежденными пластиковыми элементами? Оставляйте комментарии.

Чем надежно склеить полипропилен — ремонт трубопровода своими руками

Полипропилен входит в разряд пластмассовых материалов, трудно поддающихся склеиванию. Только совсем недавно в продаже появились специальные средства для его скрепления, притом представлены они в достаточно широком ассортименте. Рассмотрим типы клея для полипропилена, порядок ремонта труб и других элементов, остановимся на отдельных марках клея, их достоинствах и недостатках.

Самым популярным методом скрепления полипропиленовых деталей стал способ горячей сварки. Многие уже это заметили, наблюдая за проведением холодной или горячей воды либо прокладкой канализации. При таком способе быстро создается надежное соединение полиэтиленовых труб между собой, однако необходимо специализированное оборудование. Также этот метод считается травмоопасным, поскольку приходится иметь дело с нагревательными элементами.

Применение клеящего средства позволит с не меньшей степенью надежности скрепить друг с другом пластмассовые детали, не обращаясь к помощи специфического оснащения. Помимо этого, с таким клеем возможно не только проведение крупного ремонта, но и соединение мелких элементов.

Типы клеев для полипропилена

Для полипропиленовых клеев разработали специальную классификацию. В зависимости от состава и взаимодействия со склеиваемыми материалами их делят на две группы:

  • термореактивные — содержащие смолы (полиэфирную, эпоксидную или термореактивную) и безвозвратно затвердевающие при нагреве или действии особого ускорителя либо отвердителя; к таким относится и клей анаэробный;
  • термопластичные — это клеи, в состав которых входят каучуковые смеси или смолы. При нагреве они переходят в расплав, заполняют пустоты, а когда остывают, затвердевают. Такие способности позволяют применять их для поклейки деталей, имеющих неровную поверхность.

Клеящие средства для полипропилена по наличию отвердителя бывают двух типов:

  • однокомпонентный;
  • двухкомпонентный.

Средства, которые продаются в готовом к применению виде, именуют однокомпонентными. Обычно они выпускаются в тюбиках, и перед их использованием не требуется предварительная подготовка. Ярким примером такого средства назовем клей-герметик «Момент» для полипропилена.

Двухкомпонентные составы при покупке представляют собой два самостоятельных вещества, являющиеся составляющими элементами клея. Непосредственно перед заклеиванием полипропилена, компоненты смешивают. Так как клею и отвердителю не дается возможность вступать в реакцию до самых клеевых работ, срок применения двухкомпонентного клея намного больше, чем у продукта, состоящего из одного компонента.

Совет! Подойдите к подбору клея со всей ответственностью и предпочтением к надежным производителям, имеющим безупречную репутацию. Ведь качественная склейка возможна только при использовании соответствующего средства.

Опытные мастера, рекомендуют клей «LN-915», который предназначен для монтажа элементов из полипропилена и полиэтилена в душевых, а также покрытия из плитки. К хорошим свойствам относят его термостойкость, быстрое схватывание и высокие антисептические качества.

Читайте также  Как рассчитать количество винтовых свай для фундамента?

Пошаговый порядок действий при склеивании элементов

Как работать с определенным клеем, указано на упаковке. Однако есть общие принципы проведения работ:

  • подлежащие склейке поверхности надо зачистить от заусенцев и обезжирить ацетоном или техническим спиртом; такие действия проводятся обязательно, даже если изготовитель не упоминает об этом в инструкции;
  • клеящее средство надо нанести на поверхности тонким ровным слоем;
  • затем элементы надо выдержать около трех минут (в зависимости от типа состава), и только после этого прижать друг к другу;
  • соединенные детали надо оставить в покое до полнейшего высыхания.

Совет! При проведении работ обязательно защитите руки перчатками, поскольку, попав на кожу, клей может спровоцировать раздражения или аллергическую реакцию.

Как правильно клеить трубы из полипропилена

Процедура склеивания полипропиленового водопровода имеет свои особенности. Прежде всего, необходимо запастись труборезом, пистолетом для клея и кистью с натуральной щетиной. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Порядок действий:

  1. Выполнить нарезку трубок с помощью трубореза согласно требуемым размерам.
  2. Зачистить края и срезы труб от шершавостей (можно воспользоваться мелкой наждачной бумагой).
  3. Выполнить разметку: совместите конструкцию и проставьте отметки в местах склеивания.
  4. Обезжирить поверхности, которые будут промазываться клеящим составом.
  5. Нанести клей. В случае применения баночного варианта для нанесения лучше воспользоваться кисточкой. Если клей упакован в тубу, то потребуется применение специального пистолета.
  6. Соединить части трубопровода строго по отметкам, которые сделали ранее.
  7. Излишки клея удалить.

Проверка надежности и герметичности соединения проводится не раньше, чем через 24 часа. В качестве теста по конструкции запускается вода под давлением.

Зачастую мастера ремонтируют водопровод с использованием заплаток в форме резинового жгута или муфты. Фиксируются они проволокой или хомутом. Работы по склейке проводятся в той же последовательности, при этом необходимо перекрыть подачу воды. Если для ремонта используется разборная муфта, то отключать воду необязательно.

Особенности отдельных видов клея для полипропилена

В настоящее время в продаже представлен большой ассортимент средств для склеивания намертво полипропиленовых деталей:

  • Cosmoplast 500. Это однокомпонентное прозрачное клеящее средство, предназначенное для бытового и промышленного использования. Отличное качество сцепления позволяет скреплять элементы под 45-градусным углом, так что он популярен у мастеров, производящих пластиковые окна. Характеризуется минимальным временем застывания: 3 с до первого схватывания и 16 ч до полной полимеризации (если температура окружающей среды равна 20 градусам).

  • DowCorning 7091. Является однокомпонентным средством, относящимся к типу клея-герметика. При толщине клеевого слоя до 5 мм играет роль клея, а если толщина увеличена до 2,5 см — это герметик. Рекомендуется применять при соединении материалов однородного типа. Процедура склейки полипропилена таким средством аналогична работе с другими клеями. Получаемое соединение характеризует высокая эластичность, долговечность, стойкость к воздействию масла и влаги, к перепадам температур от минус 55 до плюс 180 градусов по Цельсию.

  • WEICON Easy-Mix PE-PP. Это универсальное двухкомпонентное средство для пластмассы. Клей превосходно соединяет трубы из полипропилена, склеиванию им также поддается ПВХ, полиэтилен, полиамид, стекловолокно и другие материалы. Основой средства является метилакрил. Важной характеристикой называют его высокую адгезию. Полностью застывает за сутки при условии комнатной температуры.

Безусловно, это далеко не полный перечень имеющихся в продаже клеевых составов для полипропилена. Перед тем, как приступить к ремонту трубопровода, рекомендуем тщательно изучить, на что способно то или иное средство. Так вы избавите себя от вероятных погрешностей, которые могут стать причиной некачественного склеивания.

Лучшие клеи для труб из ПВХ и полипропилена — выбор и инструкция по применению

Пропиленовые и ПВХ-трубы широко используются в монтаже систем отопления, водоснабжения, канализации. Соединения таких труб можно делать несколькими способами, одним из популярных является склеивание, или «холодная сварка».

Чтобы надежность шва была высокой, надо правильно выбрать клей для ПВХ труб. Прочность такого стыка будет не хуже, чем у выполненного обычной сваркой.

Пластиковые трубы для склеивания

В отличие от металлических труб, изделия из полипропилена можно смонтировать самостоятельно даже без наличия особых навыков. Специалисты предпочитают не применять обычный пластик для труб с горячей водой или труб отопления, а использовать его для канализационных коммуникаций. Но некоторые виды изделий (в сплавах с металлом) вполне подходят и для холодной, и для горячей воды. Достоинства полипропиленовых труб несомненны:

  • стойкость к смене природных условий (снижению давления, падению температуры, росту влажности),
  • отсутствие коррозии,
  • большой срок службы (более 50 лет),
  • легкость установки, склейки, ремонта,
  • умеренная стоимость,
  • безопасность для здоровья.

Минусы у такого трубопровода тоже есть. Эластичность материала при нагревании может снижаться, коэффициент расширения высокий. Под действием солнца некоторые виды пластмассы стареют быстрее, что надо учесть при монтаже.

Оборудование дома водопроводом и системой канализации при помощи ПВХ труб может выполняться изделиями разного типа. В зависимости от входящих в состав компонентов и технологии изготовления, производятся такие виды пластиковых труб:

  1. Из поливинилхлорида (ПВХ). Наиболее жесткие, склеивать их довольно просто. Они не горят, не реагируют на УФ-излучение, легкие. К сожалению, в процессе производства применяется хлор, поэтому ПВХ-трубы не являются экологичными.
  2. Полиэтиленовые. Очень прочные, эластичные, легко переносят даже замерзание воды, не лопаются. Внутри гладкие, вода не оставляет в них налета, отложения примесей. Среди минусов надо указать то, что они не годятся для горячей воды — начинают плавиться. Соединяются фитингами с зажимом. Отдельной разновидностью являются трубки из сшитого полиэтилена, которые используют для системы теплого пола.
  3. Полибутиленовые. Подходят для воды с температурой до +90 градусов, но методом склейки не монтируются. Используются в монтаже отопительных систем.
  4. Полипропиленовые. Применяются для горячей, холодной воды, для канализации, отопления, очень просты в монтаже. Соединяются методом пайки, также их можно сваривать.
  5. Из металлопластика. Включают алюминий, представляют собой алюминиевый сплав с пластиком. За счет трехслойной основы подойдут для водоснабжения, отопления, выдерживают температуры до +110 градусов.

Выбор клея для труб

Специальные клеевые составы для систем канализации и водоснабжения именуют холодной сваркой. Подобные средства способны распределять нагрузку на стык, что усиливает прочность и делает срок службы труб выше. Клей создает в ПВХ и ином пластике реакцию расщепления полимера растворителями. После размягчения стенки присоединяется фитинг, в котором основа также размягчена. Такой процесс еще именуют химической сваркой. Герметизация шва будет 100% надежной.

Все клеевые составы можно поделить на 2 группы:

  1. Клеи для канализации горячего сплавления. Ими же можно клеить водопровод из ПВХ, воздуховоды.
  2. Клеи холодного нанесения. Используются для труб холодного водоснабжения.

Также производители делят клеи на те, что предназначены для мягких материалов (гофротруб), и для твердых изделий. Еще одна классификация такова:

  • средства, способные заделывать зазоры до 0,8 мм между трубой и переходником,
  • материалы, не заделывающие зазоры (расстояние между фитингом и трубой не должно превышать более 0,1 мм).

Обычно крупные зазоры образуются при стыке в системе канализации и наружного водопровода, где участвуют трубы большого диаметра и применяются раструбы. Малые зазоры характерны для внутренней системы водоснабжения и отопления.

Выбор средства, которым можно будет заклеивать изделия, зависит от ряда факторов:

  • место монтажа труб — условия работы разнятся по загрязнению, температуре жидкости, влажности и температуре окружающей среды,
  • давление воды — разные составы выдерживают неодинаковое давление,
  • особенности нагрузки — если трубопровод имеет свойство сдвигаться за счет смены эластичности, нужен особый клей,
  • степень вреда для организма — ряд составов не подходит для применения внутри жилья человека.
Читайте также  Полки в погреб из полипропиленовых труб

У средств для выполнения сварного шва может быть разным время застывания. Обычно оно составляет 1–4 минуты. Для горячего сваривания время отверждения выше — 30–60 минут. Окончательная полимеризация материалов может длиться до суток.

Популярные марки

Средства типа «холодная сварка» включают тетрагидрофуран, в котором растворено определенное количество поливинилхлорида. Для ПНД (полипропилена низкого давления) и ПВХ используются следующие клеи:

  1. Tangit PVC-U (Тангит ПВС-У). Является самым популярным средством, которым можно склеить ПВХ-трубопровод, производится в Германии. В комплекте идет кисточка с удобным наконечником. Средство разрешено применять для скрепления систем подачи питьевой воды. Также оно подходит для соединения напорных газопроводов.
  2. МАРС. В основе лежат синтетические смолы (эпоксидные) и органические растворители. Прочность стыка будет на высоте, клейкость веществ очень высокая.
  3. Koratac HF 300. Обеспечивает качественное состыкование труб из твердого ПВХ, шов не разрушается под действием воды, пара, бензина, спиртов.
  4. Era. Китайское средство, отличающееся большой надежностью, низкой ценой. Поставляется в банках 0,1–1 кг, комплектуется кисточкой.
  5. Poxipol. Является универсальным клеем, годится для любого типа пластиковых труб. Шов будет выдерживать температуры до +110 градусов.

Менее распространенными марками клея являются Феникс, Винилит. Они не менее надежные, но реже встречаются в магазинах.

Инструкция по использованию клея

Перед тем как заварить трубы клеевым составом, важно произвести подготовительные работы. Трубопроводная конструкция должна быть тщательно отмерена, после чего изделия надо раскроить. Следует сделать отрезки нужного размера согласно заранее выполненной разметке при помощи трубореза. Срезы при этом должны быть идеально ровными, иначе качество стыка будет плохим. Заусенцы с торцов полностью убираются при помощи наждачки, напильника. Затем делают следующее:

    произвести предварительную стыковку, вставив переходники (фитинги) в трубы, поставить пометку, до какого участка нужно нанести клей,
  • обезжирить отверстие, внутреннюю часть фитинга спиртом.

Для работы следует также приготовить кисточку из натуральной щетины, если она не шла в комплекте. Температура в помещении должна быть в пределах +5…+35 градусов. После надо приступить к приклеиванию:

  • тщательно перемешать клей,
  • нанести средство тонким слоем на трубу и раструбы соединительных фитингов движениями в продольном направлении,
  • вставить трубу в отверстие фитинга, ориентируясь на сделанные пометки (вращать детали строго запрещено),
  • сильно сжать детали, подержать 15–30 секунд, как указано в инструкции к конкретному средству,
  • убрать лишний клей салфеткой,
  • не перемещать трубы с места работы в течение 15 минут, воду в них подавать можно через сутки.

Все клеи для ПВХ-изделий быстро воспламеняются, работать с ними надо осторожно. Для предотвращения вреда следует надевать перчатки, респиратор. Для формирования уголков покупают специальные угловые фитинги. Для более надежного стыка некоторые мастера предпочитают покрыть шов герметиком.

Дефекты во время работы могут возникать по таким причинам:

  1. Непроклеенные места. Это случается из-за неравномерного нанесения состава.
  2. Полный непроклей. Состав высох раньше времени, состыкование деталей было проведено слишком поздно.
  3. Мягкий шов. Такое происходит при низких температурах в помещении либо при раннем начале эксплуатации изделия.
  4. Пористость шва. Данный дефект характерен для моментов, когда в клей попали пузырьки воздуха из-за плохого перемешивания.

Клей для полипропиленовых труб

Технология склейки данного вида материала практически не отличается от соединения труб ПВХ. Клеи для полипропилена могут быть аналогичными. Часто мастера применяют Тангит. Под этой маркой реализуется ряд однокомпонентных средств, которые нужно просто нанести на поверхность трубы. Также продаются двухкомпонентные средства, которые надо смешивать перед применением. Они более надежные, создают самый прочный шов, но потребуют больше усилий на работу. Вот список прочих хороших клеев для изделий из полипропилена:

  1. Cosmoplast 500. Однокомпонентный прозрачный клей, применяется в быту и промышленности. Качество сцепления с поверхностью идеальное, поэтому элементы можно располагать даже под углом (клей показан для уголков и стыков трубы). Из минусов надо назвать очень быстрое первичное схватывание — 3–5 секунд. Полная полимеризация наступает за 16 часов.
  2. Dow Corning 7091. Представляет собой клей-герметик, создаваемое им соединение будет стойким к действию воды, перепадам температур.
  3. WEICON Easy-Mix PE-PP. Двухкомпонентный состав для всех типов пластиковых труб, основу средства составляет метилакрил. Застывает за сутки, первичное схватывание происходит за 30 секунд.

Алгоритм приклеивания труб из полипропилена аналогичен таковому для изделий из ПВХ. Вначале трубы обрезают, затем делают пробное соединение, после чего проводят склейку. Спустя час можно проверить стык на герметичность — это позволит сразу найти дырку, вовремя ее заделать и избежать трубной течи в будущем.

Порядок склеивания металлопластиковой трубы

Иногда в системе водоснабжения или сливных труб, сделанной из металлопластика, возникает протечка. Надо сказать, что такие случаи достаточно редки, ведь прочность материала очень высока. Почему могут образовываться дырочки? Алюминиевая труба, которая является основой, может потечь только при ошибках монтажа или при серьезном механическом воздействии на изделие. Обычно причиной является несоблюдение радиуса изгиба во время установки, тогда дыра формируется на месте сгиба. Также проблему может вызвать неправильно смонтированный фитинг.

При ремонте для начала надо перекрыть воду и применить временную меру — наложить специальную клейкую ленту или сделать так называемый бандаж для труб из куска резины. Как заклеить металлопластиковую трубу? Если отверстие небольшое, можно заделать его эпоксидкой или герметиком. Предварительно надо обработать поверхность наждачкой и обезжирить. Наждачная бумага создаст нужную шероховатость, что усилит адгезию. Наносят слой клея, после обматывают место стыка бинтом в 3–4 слоя, смазывают еще слоем клея. Через 12 часов можно эксплуатировать трубу.

Если течь происходит из-за повреждения фитинга, нужно отключить воду, разобрать подтекающий конец (снять гайку, трубу вытянуть). Важно осмотреть уплотнительное кольцо, штуцер, резьбу на предмет повреждений и заменить детали. Если труба лопнула, придется ее полностью заменить.

Работа с чугунным радиатором при протечке

Случается, что батарея отопления потекла — испортился резьбовой стык, появилась течь на секции. Для ремонта потребуются эпоксидный клей и бинт. Материал пропитывают клеем, наносят на область дырки. После схватывания можно закрасить эту область в основной цвет. Данная мера считается временной, и после отключения отопления лучше заменить радиатор.

Также используется холодная сварка батарей. Специальное средство разминают в руках, прикладывают на место повреждения. Оно быстро расплавляется, схватывается и позволяет «заплатке» просуществовать до момента отключения отопления.

Не стоит пытаться клеить радиаторы при сильной течи, которая привела к аварийной ситуации. Лучше сразу вызвать бригаду специалистов, которая остановит течь и поменяет радиатор на новый.

Ликбез по химикатам или что в чем растворяется

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

На страницах тематических ресурсов до сих пор часто появляются вопросы, чем обрабатывать и клеить тот или иной пластик. Причем ответы иной раз вызывают недоумение. Видимо, много в этом деле мифов и путаницы.

В связи с этим решил написать небольшой ликбез по основным пластикам и растворителям, тем более почти все химикаты, о которых пойдет речь, я понюхал лично.

Насчет дихлорэтана можно услышать разные мнения. Кто-то говорит, что он очень ядовит, другие утверждают, что всю жизнь с ним работали без перчаток. По-видимому, это связано с тем, что дихлорэтаны бывают разные.

1,2-дихлорэтан (хлористый этилен) — опасный токсин! (второй класс). 1,1-дихлорэтан (хлористый этилиден) — в 5 раз менее токсичен, но тоже далеко не освежитель воздуха (3-й класс опасности). Лично я не рекомендую проверять на себе, какой именно дихлорэтан вам продали.

Упоминаю этот химикат лишь потому, что он достаточно распространен и дешев и продается в маленьких пузырьках, поэтому может выручить в критической ситуации, когда под рукой нет более подходящего варианта. Не забывайте про технику безопасности!

Дихлорметан (метиленхлорид, хлористый метилен)

Бесцветная летучая жидкость со слабым запахом. Оптимальный вариант для работы с ПЛА. Имеет такой же класс опасности, как и ацетон — четвертый. Дешевый, но в провинции труднодоступный в розницу.

Читайте также  Протокол проверки сопротивления заземлителей газового котла

Также ПЛА растворяется в тетрагидрофуране и 2-метилтетрагидрофуране (3-й класс опасности).

Ацетон не растворяет ПЛА так, как нам надо, однако при длительном контакте пластик набухает, коробится и размягчается. Это можно использовать, если забилось сопло при печати ПЛА. При отмачивании в дихлорметане пластик превратиться в слизь, которую полностью вычистить может быть проблематично.

А вот после замачивания в ацетоне размягченный ПЛА извлечется из сопла одним комком, вместе с засором.

Встречал в сети мнения, что ПЛА растворяется в лимонене и высокооктановом бензине типа Калоши. Это неправда! ПЛА никак не взаимодействует с этими веществами.

Опять же дихлорэтан и дихлорметан.

Ацетон — полагаю, не нуждается в представлении.

Этилацетат (4-й класс опасности) — не такой вонючий, как ацетон (скорее даже ароматный). С ним удобнее работать, т.к. он испаряется не так быстро, как ацетон и дихлорметан, но его может быть трудно найти.

Лимонен (d-limonene) — маслянистая жидкость с ядреным цитрусовым запахом. Дорогой и труднодоставаемый в провинции. По сравнению с другими нашими растворителями испаряется очень медленно, поэтому работать с ним удобно, но нужно приноровится, т.к. действует он продолжительное время. Например, после слишком длительного окунания модель ‘поплывет’ не сразу.

Самый безопасный из наших химикатов.

СБС (Filamentarno, Watson)

Тут я просто процитирую информацию с сайта Filamentarno. Ребята молодцы, всё разложили по полочкам до меня.

Сольвент (нефрас) ГОСТ 10214-78

Отлично растворяет и придает пластикам серии T-Soft неповторимую прозрачность, схожую со стеклом. Отлично сплавляет и выравнивает слои. После обработки пластик не мутнеет. Обработка сольвентом рекомендуется в сухом, хорошо проветриваемом помещении.

Медленно и аккуратно растворяет пластик, требует более долгой просушки теплым воздухом (посредством фена). В чистом виде (терпен цитрусовых) не мутнеет на изделии при высыхании. После обработки оставляет на пластике приятный запах мандаринов 🙂

Дихлорметан

Хорошо растворяет Prototyper, при высыхании пластик мутнеет, приобретая эффект запотевшего стекла. Быстро испаряется и практически не пахнет.

Техника безопасности

Для всех упомянутых пластиков есть растворители с 4-м классом опасности или ниже. Лучше использовать их. В основном это летучие и горючие вещества, так что работать подальше от огня, проветривать, читать правила ТБ на этикетке.

Для длительной работе рекомендую обзавестись защитным респиратором типа такого

В Оби стоит в районе 600 рублей.

Для защиты рук подойдут полипропиленовые перчатки, т.к. полипропилен стоек ко всем нашим растворителям (поэтому можно использовать полипропиленовую тару, шприцы и т.д.). Но можно использовать и обычные хозяйственные, только осторожно. От контакта с дихлорметаном они начинают деградировать, но не очень быстро.

Например, намочить тряпочку и пройтись по модели средних размеров вполне возможно.

Вроде ничего не забыл. Спасибо за внимание.

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

Физические и химические свойства полипропилена. Химическая стойкость

Полипропилен обладает высокой химической стойкостью, что позволяет использовать его на многих предприятиях химической отрасли. Если говорить о конкретных веществах, отметим, что полипропилен абсолютно устойчив при любых эксплуатационных температурах к таким соединениям, как, например, амиловый спирт, антифриз, ацетат (а также бикарбонат, гидрат, сульфид, трифосфат, хромат) натрия, различные уксусы, гидроксиды бария и калия, гидрохлорид и карбонат кальция, глицерин, каустиковая сода, лимонная кислота, нитрат аммония, нитрат меди, серная кислота (при концентрации до 10%), сульфат и фосфат аммония, фосфорная (ортофосфорная) кислота, хлориды кальция и натрия, этиленовый гликоль и этиловый спирт. Кроме того, полипропилен не растворяется и в органических растворителях — например, в кипящем гептане.

При температуре до +60С и выше полипропилен выдерживает такие соединения, как адипиновая кислота, азотистые газы, электролиты, аллиловый спирт, альдегид, амберная кислота, аммиак, ацетальфенон, ацетат аммония, бензоат (а также бисульфат, карбонат, силикат, сульфид, тиосульфат) натрия, бихромат (а также гидрогенкарбонат, иодид, карбонат, персульфат, перхлорат, фторид, хромат) калия, бутандиол, бутантриол, винная кислота, гексантриол, гидрохлорид анилина, декстрин, дигликолевая кислота, диметиформамид, диоксиды серы и углерода, дихлоруксусная кислота, карбонат аммония, карбонимоноксид, кислотный ацетангидрид, крезол, кремнефтористая и кремнефтористоводородная, а также кремниевая кислота, мышьяковая кислота, нитраты калия, кальция и натрия, олеум, перхлорная кислота, пропанол, пропаргиловый спирт, пропиленовый гликоль, ртуть, серная кислота (концентрация до 80%), соли никеля, ртути и удобрений, сульфаты алюминия, калия, меди, натрия, триоксид серы, трихлорацетиленовая кислота, трихлорид антимония, уксусная кислота, фенол, флорид аммония, формальдегид, фосфаты, фталивая кислота, хлорал, хлораты калия и натрия, хлориды алюминия, калия, меди, аммония, хлоруксусная кислота, хлорэтанол (технически чистый), царская водка, цианиды калия и меди, щавельная кислота, этанол, этиленовый диамин, яблочная и молочная кислота.

При температуре около +40С полипропилен выдерживает такие химические вещества, как дванитротолуол, акрилонитрил, анилин, анон, бутиленовый гликоль (концентрация 10%), бутиловый спирт, винилацетат, гексан, гептан, гидрохлорид, гипохлорит натрия (концентрация 20%), гликолевая кислота, дигексил фаталата, дизельная смазка, ди-изо-октилфаталат, динониловый фаталат, диоксан, диоктиловый фаталат, диэтиловый эфир, жирные кислоты, жирный кокосовый спирт, метилэтилетон, моторное масло, муравьиная кислота, нефть, нитрат серебра, озон, перхлорэтилен, пиридин, тетрахлорэтилен, трикрезилфосфат, фенилгидрозин, фосген, фтороводородная кислота, фурфурилонный спирт, хлорит натрия, хлорноватая кислота, хромовая кислота, циклoгeксанол, этилацетат, эфир нефти.

При температуре +20С полипропилен устойчив к таким химически агрессивным веществам, как азотная кислота, ангидрид уксусной кислоты, циклогексанон, ацетальдегид, ацетаты амила и бутила, ацетон, бензол, бисульфит натрия, бутилен и бутиленовый гликоль, бутиловый фенол, бутиндиол, гидразингидрат, гипохлорид кальция, гипохлорит натрия, городской газ, двуаминоэтанол, дегтярное масло, ди-изо-пропилэфир, диметиловый амин, ди-н-бутиловый эфир, дихлорбензол, дихлоруксусная кислота, дихлорэтилен, диэтиловый амин, карболин, кислота жирного ряда, крезол, ксилол, диметилбензол, метиламин, оксихлорид фосфора, пары брома, перманганат калия, пикриновая кислота, пропан, пропионовая (пропановая) кислота, серная кислота, смесь бензин-бензол, тетрагидрофуран, тетраэтил свинца, тетрахлорэтан, толуол, триоктилфосфат, тританоламин, фенол, фтор, хлор (концентрация 0,5%), хлорамин, хлорбензол насыщенная хлорная вода, хлорноватая кислота, хлороформ, хротоновый альдегид, циклогексан и циклогексанон, этанол с толуолом, этиловый бензол.

Как видим, химическая стойкость полипропилена исключительно высока и уступает только специальным полимерам, разработанным специально для химической отрасли. Все остальные полимерные материалы, используемые для производства тех же труб, в этом отношении полипропилену уступают. Это хорошо иллюстрируется примерами, когда полипропилен успешно проходит испытание теми химическими соединениями, где не выдерживает полиэтилен. Среди таких соединений выделим водный насыщенный нитрат аммония и водный насыщенный раствор анилина хлоргидрата, технически чистый ацетон и технический бутан, бутадиен, винилацетат, технический диметиламин, технический дихлорэтан, технический диэтиламин и технический диэтиловый эфир, насыщенный водный раствор перманганата калия, камфора, растительные жиры, масло веретенное, масло минеральное, не содержащее ароматических веществ, моторное масло, метанол (причём полипропилен выдерживает его при любой эксплуатационной температуре).

Также к этому списку относятся технически чистая олеиновая кислота, технический жидкий и технический газообразный пропан, водный раствор серной кислоты высокой концентрации, технический газообразный сероводород и технический сероуглерод (также при любой эксплуатационной температуре), фосфорная и серная кислота в смеси с водой, технический тетрахлорэтан, технический толуол, технически чистая трихлоруксусная кислота, фенол до 10% и до 90% водный (также при любой эксплуатационной температуре), 85% водный раствор формальдегида, фтористо-водородная (плавиковая) кислота, газообразный хлор, технический хлорбензол, хлометанол и хлороформ, концентрированная царская водка, технический циклогексанол, технический этилацетат и технический этиловый спирт. Получается весьма внушительный список агрессивных химических соединений, которые можно транспортировать по полипропиленовым трубам при различных температурах (полипропилен инертен к большинству химических соединений), а вот полиэтилен подобной химической стойкостью похвастаться не может.