Какой шаровый кран лучше полипропиленовый или латунный?

Какой выбрать кран: шаровый, задвижка, вентиль или пластиковый

Водозапорная арматура, используемая в быту, имеет широкое понятие. К этому виду относятся даже водозапорные устройства в смесителях и в клапанах бачка унитаза, но все-таки принцип работы следует изучить на водозапорной арматуре бытового водопровода. В этом материале поговорим о том, какой кран лучше: задвижной, вентильный или шаровый.

Показатели популярности использования водозапорных устройств

Применение такой арматуры в быту очень распространено, но ответить на вопрос, какое устройство (задвижка, вентиль, шаровый кран) лучше, практически нельзя. Это зависит от системы, в какой оно устанавливается и способа эксплуатации. Каждое устройство имеет свои плюсы и минусы. Они обязательно должны учитываться при установке в конкретную монтажную схему. Одно устройство может подходить идеально, а другие не оправдают ожидания.

До появления шарового крана в водопроводе применялись задвижки и вентильные клапаны.

Кран-задвижка

Устройство работает таким образом. При повороте маховика проход жидкости перекрывается перпендикулярно располагаемым затвором. Этот вид широко используется в водопроводном хозяйстве до сих пор там, где есть необходимость перекрывать большие потоки воды в трубах с большим диаметром, а в быту реже. Срок службы задвижки зависит от конкретной конструкции и составляет 10-20 лет, а эксплуатационный срок (до выхода из строя) может составлять 2-3 тысячи циклов.

Споры о способах эксплуатации задвижки ведутся и сегодня. Одни утверждают, что она должна служить запорно-регулирующим целям, а другие, что ее следует держать либо закрытой, либо открытой, так как износ при постоянной работе неминуем. Даже наполовину открытая (закрытая) задвижка поддается действию абразивных веществ (взвешенных в воде материалов) песка и других твердых частиц, которые приводят к образованию царапин, выемок и других мелких повреждений. Появившиеся изъяны уменьшают сопряжение запорного узла. Исключение составляют задвижки с обрезиненным клином, но их выпуск ограничен использованием в трубах большого диаметра, а используемые в быту (1/2-1 дюйм) имеют затворку из латуни.

При продаже в характеристике таких изделий значится, как запорно-регулирующая арматура. Поэтому можно говорить о том, что задвижной кран можно держать в полуоткрытом состоянии.

Такой вид запорного устройства жидкости имеет свои плюсы и минусы. Плюсы представлены следующими качествами:

  • малая гидравлическая сопротивляемость, способствующая не уменьшению используемого диаметра;
  • полнопроходимость устройства (без изгибов и поворотов, создающих завихрения);
  • небольшая эксплуатационная длина;
  • ремонтопригодность.

Минусы, ощутимые при эксплуатации, таковы:

  • потеря герметичности вследствие засорения (удаляется прочисткой сидельных поверхностей);
  • появление течи из-под штока (устраняется подтяжкой сальниковой гайки или заменой одноименной прокладки, если она отыщется в продаже);
  • большая высота, не позволяющая осуществить установку задвижки в помещениях с ограниченной высотой);
  • полное закрытие-открытие изделия достаточно длительно по времени (требует не одного поворота маховика);
  • ограниченный ассортимент (изготавливают всего несколько заводов-производителей).

Рассматривая задвижку, как элемент применения в быту, можно говорить о ней, как о гиганте среди лилипутов. А применение такого устройства в коммунальном хозяйстве и промышленности, где используются трубы большого диаметра, оправдано.

Вентиль или запорный клапан

Вентиль можно назвать братом задвижки. В действие приводится устройство поворотом моховика, что передает импульс шпинделю, который приходит в поступательное движение и на другом конце закрывается золотник, оборудованный прокладкой. Если вентиль закрывается, то доходя до нижнего положения, упирается в седло, в результате чего перекрывается (запирается) жидкость. Отсюда и происходит название — запорный клапан. Запорные клапана широко применяются в водных и топливных системах. Они являются запорно-регулирующими и представлены широко внешним видом и конструкцией. Срок службы варьирует от 20 до 30 лет из-за качества материалов и особенностей эксплуатации. Износ наступает тогда, когда будет пройдено 8 тысяч циклов закрыто-открыто.

Устройства тоже имеют свои достоинства и недостатки. Достоинства определяются его эксплуатационными характеристиками:

  • плавное регулирование водяного потока
  • ремонтопригодность (замена прокладки золотника или сальниковой прокладки с ее подтяжкой);
  • наличие меньшего количества трущихся деталей, что обеспечивает вентилю повышение срока эксплуатации;
  • применение вентилей при регулировании потока воды на несколько объектов (без них просто не обойтись) водо и теплоподачи.

Недостатки характеризуются уменьшением эксплуатационных свойств из-за:

  • увеличенного гидравлического сопротивления, создающего застойную зону, где могут скапливаться взвешенные частицы, что может вызывать преждевременный износ и коррозию;
  • выхода из строя прокладки золотника (отрыв потоком жидкости, залипание, усыхание), что ведет к частому ремонту;
  • необходимости поддержания вентильного устройства в рабочем состоянии для чего следует хотя бы раз в год полностью его открывать или закрывать, если нагрузка в работе длительно отсутствовала.

Исключением из правил служит здесь прямоточный вентиль с наклонным шпинделем, где создается меньшее сопротивление в гидравлике. Этому служит развернутое расположение седла к потоку жидкости.

Шаровый кран

Пальма первенства в применении среди запорных устройств принадлежит шаровому крану. Многие мастерах их считают по праву лучшими. Несмотря на его существование более ста лет, он вырвался в передовики благодаря использованию новейших уплотнителей. Запорный элемент в форме шара. Шар через шток соединен с рычагом и при действии на рычаг движение шара устанавливает запорное устройство (выемка в самом шаре) в нужное положение «закрыто или открыто».

Шаровые краны бывают:

  • проходные (проход жидкости через кран равен потоку жидкости из-за равенства диаметра в трубе и кране) с отсутствием гидравлического сопротивления;
  • редуцированные, где диаметр прохода через кран меньше отверстия трубы подачи воды, где происходит смена сопротивления (применяется в системах, где не особо важно наличие такого сопротивления).

Применяются шаровые устройства в водо, тепло, газоснабжении. Особенно он потеснил своим применением в водоснабжении своих собратьев – задвижку и вентиль. Использование крана имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества выражены следующими качествами:

  • универсальность, применение во всех сферах, где по трубам проходят жидкостные вещества;
  • многообраие, выраженное разными видами (с внешней и внутренней резьбой) и конфигурацией, разборностью и возможностью соединения в любом сочетании с деталями и встраиваемыми фильтрами;
  • практичность и долговечность (срок службы до 50 лет) с 25 тысячным циклом эксплуатации;
  • малые габариты, что позволяют применять его в разных системах и помещениях;
  • быстрота открытия-закрытия устройства;
  • перекрытие потока за четверть оборота (собратья таким свойством не обладают).

Шаровые краны имеют такие недостатки :

  • ограниченность его применения в водопроводах обусловлено тем, что такие краны не являются регулирующими в полной мере. Внутренние шары, при неполном повороте, позволяют мусору забивать образующиеся при этом щели и способствуют разгерметизации и износу запорного устройства;
  • невысокая морозостойкость (остатки жидкости в кране могут замерзнуть) и привести в негодность кран, чего нельзя сказать о других видах описанных здесь;
  • рекомендуемое открывание-закрывание крана по причинам, как и у вентиля.

Пластиковый или металлический кран

С приходом полипропиленовых труб на рынок, стали активно продвигаться полипропиленовые краны. Они предлагаются, как дешевая альтернатива латунным. Любой пластик при постоянном температурном воздействии способен в короткие сроки прийти в негодность. Это важно учитывать при покупке пластиковых кранов.

Зачастую полипропиленовые краны соединяются с трубой методом сварки. После того, как кран выйдет из строя, понадобится отрезать трубу и вварить туда новый кран. С металлическими кранами все иначе. Нужно выкрутить один и поставить другой.

В вопросе выборе лучшего крана помните, что латунный кран всегда надежнее любого пластика.

Выводы и полезное видео

Учитывая, что все запорные устройства, хоть и однотипны, все-таки они имеют между собой различия. Каждое из них обладает своими преимуществами и недостатками, которые могут отсутствовать у других. При проектировании водоснабжающих и теплообеспечивающих систем в быту целесообразно применять виды запорных устройств, способных решить поставленные задачи. В быту лучшим краном будет шаровый, в других задачах возможно выиграют задвижной и вентильный.

Читайте также  Как устранить течь в соединении полипропиленовых труб?

www.santechniki.com

Форум создан для начинающих и опытных сантехников, сварщиков, слесарей, электриков и рабочих — строителей. Делитесь своим опытом и получайте грамотные ответы специалистов.

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск
  • Пользователи
  • Наша команда




краны полипропилен или металл

#1 краны полипропилен или металл

Сообщение » 09 фев 2011, 20:33

Сообщение » 09 фев 2011, 20:45

Сообщение » 09 фев 2011, 21:02

Сообщение » 09 фев 2011, 21:05

Сообщение » 09 фев 2011, 21:12

Сообщение » 09 фев 2011, 21:26

Сообщение » 10 фев 2011, 00:14

Сообщение » 10 фев 2011, 00:19

Сообщение » 10 фев 2011, 00:32

Сообщение » 10 фев 2011, 15:49

Сообщение » 10 фев 2011, 19:39

Сообщение » 10 фев 2011, 21:06

Сообщение » 12 фев 2011, 19:54

Сообщение » 12 фев 2011, 20:11

Сообщение » 12 фев 2011, 20:45

  • Услуги на сайте: сантехник, сварщик-сантехник, вызов, выезд
  • ↳ Сантехнические услуги
  • ↳ Вызов сантехника (частные объявления)
  • ↳ Отзывы-жалобы-расценки
  • ↳ Требуется помощь сантехника!
  • ↳ Услуги сантехника — бесплатно!
  • ↳ Координаты сантехников
  • ↳ Работа и вакансии
  • ↳ Есть работа! (Ищу исполнителя)
  • ↳ Ищу работу (Предлагаю услуги)
  • Всё о сантехнике
  • ↳ Водоснабжение
  • ↳ Канализация
  • ↳ Отопление
  • ↳ Инженерная сантехника и приборы
  • ↳ Котлы
  • ↳ Гидроаккумуляторы
  • ↳ Приборы контроля и учёта
  • ↳ Запорно-регулирующая арматура
  • ↳ Насосы
  • ↳ Фильтры
  • ↳ Трубы и фитинги
  • ↳ Радиаторы и конвекторы
  • ↳ Наружные инженерные коммуникации
  • ↳ Обсуждение сантехнической и бытовой техники
  • ↳ Ванны
  • ↳ Унитазы и биде
  • ↳ Душевые кабины
  • ↳ Раковины и мойки
  • ↳ Смесители
  • ↳ Разное
  • ↳ Полотенцесушители
  • ↳ Водонагреватели и колонки
  • ↳ Стиральные машины и посудомойки
  • ↳ Сантехника в картинках
  • ↳ Cантехники о производителях
  • Сварка, электромонтаж, отделка и другое
  • ↳ Сварка и сварочные работы
  • ↳ Электрика
  • ↳ Отделка
  • ↳ Вентиляция и кондиционирование
  • Новости сантехники, инструмент, адреса и прочее.
  • ↳ Новости
  • ↳ Сантехники в жизни — история и опыт эксплуатации сантехники
  • ↳ Юридические вопросы
  • ↳ Спорные вопросы
  • ↳ Инструмент и оборудование
  • ↳ Уплотнительные материалы и смазки
  • ↳ История и культура сантехники
  • ↳ Рынок сантехники
  • ↳ Продам сантехнику
  • ↳ Куплю сантехнику
  • ↳ Обмен
  • ↳ Продам инструмент
  • ↳ Куплю инструмент
  • ↳ Жилищно—эксплуатационные организации, ЖЭК
  • ↳ Адреса в Москве
  • ↳ Адреса в Петербурге (Санкт-Петербурге-Ленинграде-Петрограде)
  • ↳ Архив
  • Развлечения сантехников и другое
  • ↳ Блоги
  • ↳ Курилка сантехников
  • ↳ Фотографии и видео сантехников
  • ↳ Приколы, анекдоты и рассказы про сантехников
  • ↳ Игротека
  • ↳ Обратная связь
  • ↳ Калейдоскоп

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей

ПП краны, надёжность?

Подскажите кто знает, на счёт надёжности полипропиленовых шаровых кранов, в плане подтекания в местах поворотной ручки, сальника? Уступают ли они в этом плане, шаровым кранам из металла (латуни)? И может быть, кто подскажет, какие именно лучше брать ПП шаровые краны?

Это тот же латунный шаровый кран, только опрессованный в пластик ПП и с большой ручкой. Я встречал плохие ПП краны, когда кран не закрывает — травит. До сварки установки насторожила легкость вращения одного из кранов, он потом и потёк. Течей снаружи (по сальнику) не встречал.
Сейчас я такие ПП краны стараюсь не использовать без крайней необходимости, использую обычные латунные с ПП переходниками муфтами, хоть заменить можно легко.

Спасибо за ответ, мне как раз главное отсутствие течи по сальнику, а подтравливание внутри системы не так страшно, конечно при условии что такое подтравливание не является системным огрехом для ПП кранов. Возникала ещё мысль что под воздействием разных температур, эксплуатации и времени, ПП кран быстрее разуплотнится нежели латунный? Решил обратить внимание в сторону ПП кранов по причине того, что очень трудно становится найти из латунных, подлинный кран. Много развелось поддеок, где используется некачественный сплав. Такие краны со временем лопают(разваливаются), и если зальёт к примеру нижнюю квартиру, да ещё с евроремонтом, то аля-улю. А менять их ежегодно для гарантии, тоже не дело. На одном из сайтов представления металл. кранов, создавал тему , и диалог внутри этой темы, вызвал кучу сомнений, и ни к чему не привёл. А ПП кран представляется вроде бы как вечный, если не ошибаюсь? Может ещё кто выскажется по этому поводу?

АлекТим написал :
А ПП кран представляется вроде бы как вечный, если не ошибаюсь?

Не вечный. С теми же требованиями ,что и к обычным шаровым кранам, периодически расхаживать,не держать в полуоткрытом состоянии,не перегружать безопорной сборкой за краном. При выборе какой ставить,предпочтительней думать об обратимости операций . Возможно ли в случае необходимости его заменить ,внести изменения в систему и степень всех затрат. Через сантехлючок обычный кран поменять легче, а с ПП — необходима большая рабочая зона. Еще заметил нюанс на ППшных кранах,при долгой эксплуатации,даже если он расхаживается,но вода в системе с высоким содержанием железа,то из за «мягкой» рукоятки ,постепенно увеличивается нарост.»Расхаживание» на срезает его до конца. Так потихоньку он начинает подтравливать. Поэтому,если мне доводиться делать разводку ПП ,то отдаю предпочтение обычным кранам.Да и знакомые любители ПП так же делают.Обычные краны компактней. Повторюсь, учитывайте возможность обратимости операций ,точнее сложности её .

Да пожалуй, в труднодоступном месте с аппаратом (паяльником) будет подлезть проблематичнее, нежели с резьбовым соединением.

Так и ставьте отсечные краны нормальные ,а дальше шалите как Вам хочется,раз делаете для себя.

fontanero написал :
Обычные краны компактней

С учетом размера американок нифига не компактнее. по поводу надежности. Что латунный что ПП кран могут потечь и по штоку и по шару,
если ставить латунный(с возможностью демонтажа) на ПП, добавляется как минимум два резьбовых соединения+прокладка. о лопнувших ПП кранах вроде пока никто не говорил, а вот латунь.

fontanero написал :
Через сантехлючок обычный кран поменять легче, а с ПП — необходима большая рабочая зона.

Тут согласен полностью.
P.S.
на вкус и цвет все фломастеры разные

Надёжней латунные. При работе на горячей воде — коэффициент расширения шара и корпуса одинаковые. У пп — корпус сильно гуляет.
По опыту видел гораздо больше ПП кранов, которые не держат.
Но что правда, что иногда не держат и те и другие.

То есть если резюмировать получается следующее: ПП кран всё же немного, но быстрей изнашивается, чем латунный в плане подтравливания, герметичности, по причине неодинакового расширения, и более быстрого увеличения нароста. Зато латунный кран, в неудобный момент может лопнуть со всеми вытекающими, от чего гарантированного уберегает кран из ПП. Из этого вытекает что ПП кран (если не вдаваться в возможность демонтажа, замены) можно спокойно и планомерно заменить, при появлении проблем небольшого износа (подтравливание как по штоку так и по шару). В то время как от латунного крана, есть шанс видимых проблем и не успеть дождаться, вплоть до самого его развала, и получить неожиданный сюрприз. Правильно ли я понял.

Тогда остается выявить примерную частоту наступления проблем ПП крана, если к примеру она равняется одному году, то легче ежегодно менять латунные краны, а старые применять в менее ответственных местах чем квартира (сад и пр.) Наверное за год, даже кран из латуни левого сплава не успеет размыться? А может и за два. Хотя, наверное это не нормально. Вот интересно есть ли у кого информация, о лопнувшем кране менее чем через 2года; 3года. Имеется ввиду именно латунный, а не силумин и др. На какой минимальный срок можно его оставлять с гарантией ?
А вот если наступление проблем ПП крана всплывает в среднем года через три и более, то наверное тут он в выигрыше, ибо более трёх лет «латунный» кран оставлять наверное опасно (Хороший гостовский сплав, с выполнением всех норм производства, само собой выдерживает без проблем многолетнюю эксплуатацию как указано в инструкции. Поэтому конечно речь идёт о неоригинальных кранах, ибо их сейчас подделывают, не отличишь. И лучше подстраховаться лишними телодвижениями). Насмотрелся в своё время роликов, как они разваливаются при попытке их заменить, и удивление монтажника. Благо вовремя.

АлекТим написал :
. кто знает, на счёт надёжности полипропиленовых шаровых кранов, в плане подтекания в местах поворотной ручки, сальника? Уступают ли они в этом плане, шаровым кранам из металла (латуни)?

Поставьте шар. кран из нержавейки и избавитесь от дальнейшего головняка . либо действуйте согласно поговорке — Удача любит смелых . ))

Поставьте шар. кран из нержавейки и избавитесь от дальнейшего головняка

Абсолютно согласен, и так и думал что кто нибудь это предложит. Но нет их в продаже, где я живу. Наверное так и придётся съездить в другой город. Кстати как нержавейка соотносится с обычной сталью в плане расширения (американка, сгон)?

Читайте также  Можно ли сделать заземление на свайный фундамент?

АлекТим Хотите получить точный ответ — точнее сформулируйте место применения этого крана . нафиг на садовый шланг кран из нержавейки ))

Насколько надежны полипропиленовые шаровые краны

Полипропиленовые трубы стали неотъемлемой частью инженерных сетей. В самом деле, эти изделия отвечают всем требованиям, которые предъявляют к ним. А именно их просто монтировать, возможность изменения формы. Благодаря этому свойству их можно прокладывать в самых сложных местах.Для сборки трубопроводных систем из полипропилена используют арматуру, выполненную из такого же материала. Кроме соединительных деталей (фитингов) применяют и кран полипропиленовый.

Кран полипропиленовый и его основные характеристики

Кран шаровый пропиленовый используют для решения тех же задач, что и его металлические собратья. Но изделия из этого полимера выгодно отличаются от тех, своим малым весом и простотой присоединения. Благодаря этому, скорость монтажа полипропиленовых систем существенно выше, что металлических. Кроме этого, клапаны из полипропилена обеспечивают низкие гидравлические потери, кстати, они не нуждаются в дополнительном уходе.

Механизм действия полипропиленового клапана абсолютно идентичен работе латунного шарового запорного устройства. Для закрытия движения рабочей среды, применяют затвор, имеющий форму шара, с отверстием, проделанном по центру. Шток с закрепленным на нем шаром вокруг оси, надежно закрывает движение потока.

Шаровые клапаны или вентили – что лучше?

При выборе запорной арматуры необходимо учитывать следующее. Кран полипропиленовый может работать без перебоев несколько десятков лет. По заявлениям, которые делают производители этой продукции, они могут проработать до 50 лет. Конусные клапаны в отличие от их, тем, что на поверхности концентрируется накипь, и можно быть уверенным, что она рано или поздно станет непреодолимым препятствием при закрытии или открытии крана. Ко всему прочему, нельзя сравнивать габаритные размеры шаровых и конусных изделий. И еще, конусные клапаны, требуют проведения регулярного осмотра.

Краны шаровые полипропиленовые не страдают такими недостатками. Кроме, малого веса и высокой надежности они выглядят гораздо симпатичнее, чем остальные модели запорной арматуры. Для производства шаровых клапанов применяют такие материалы, как:

  • сталь;
  • латунь;
  • чугун;
  • полиэтилен;

С учетом всего вышесказанного можно сделать простой вывод – изделия шаровые превышают конусные по все параметрам.

Свойства шаровых клапанов из полипропилена

Кран полипропиленовый обладает рядом свойств, которые недоступны для изделий из металла:

  • низкий вес;
  • простота монтажа;
  • конструктив корпуса изделия не позволяет собираться твердым отходам и мусору, попадающему в трубопроводную сеть. Это снижает вероятность засорения труб;
  • кран шаровой пропиленовый из этого материала не нуждается в обслуживании и периодических осмотрах;
  • длительный срок службы – до 50 лет.

Базовые параметры и конструктивные особенности

У каждой модели шарового крана, свои, собственные базовые параметры. Например, краны, изготовленные, из пропилена марки PPRC, могут работать в любой среде. Максимальное давление, на которое рассчитаны эти краны, составляет 20 МПа, а предельная температура может достигать 95 градусов по Цельсию. Надо понимать, что краны из этого материала могут работать и при предельном давлении до 75 МПа.

Кран полипропиленовый включает в свой состав:

  • корпус, с установленной в него рукоятью;
  • затвор в виде шара из коррозионной стали с отверстием равным рабочему диаметра трубы, на которую он будет устанавливаться;
  • несколько уплотнителей и пр.

Шаровой кран в разрезе

Уже было отмечено, что отверстие в шаровом затворе должно быть равным рабочему диаметру трубопровода. Это равенство не допускает гидравлических потерь при движении рабочей среды. Краны этого класса могут быть использованы на всех типах труб из полипропилена и на армированных, и на обыкновенных.

Какой кран лучше пластиковый или металлический

Краны отличаются первую очередь своим назначением. Одни из них могут быть использованы для работы с холодной водой, другие для взаимодействие с горячей. Назначение кранов определяет их конструктивные особенности. Одни модели кранов выполняют разборными, другие разъемными. Краны ПП с разъемной конструкцией монтируют там, где может встать вопрос об отсоединении его от сети. Кстати, разъем может быть установлен и с одной, и с двух сторон корпуса клапана.

При подключении разборного крана применяют накидные гайки. Их устанавливают в системы, где применяется арматура, выполненная из металла, в стальные трубопроводы и рядом с радиаторами отопления.

Разборные краны из пропилена имеют два исполнения – прямое и угловое. Если с прямыми кранами все понятно, то достоинство угловых заключается в том, что они подсоединяются к магистрали напрямую, без помощи вспомогательных муфт. Такая конструкция не только облегчает монтаж, но и повышает ремонтопригодность изделия. Благодаря конструкции клапана его можно быстро разобрать и выполнить ремонт.

ВАЖНО! Существуют клапаны, которые нужны для работы с различными средами. Полости таких изделий могут быть изготовлены из нержавеющей стали, латуни, покрытой хромом и пр.

Производители выпускают клапаны разного цвета. Более того, на стадии изготовления, на корпус наносят цветную маркировку, которая может рассказать, для чего предназначен тот или иной кран. К примеру, синяя полоса обозначает, что это изделие предназначено для взаимодействия с холодной рабочей средой.

Особенности покупки шарового крана из полипропилена

Перед тем как приобрести кран полипропиленовый необходимо его внимательно осмотреть на его поверхности не должно быть никаких повреждений. При вращении штока, надо убедиться в том, что он проворачивается с небольшим усилием.

И еще, не имеет смысла приобретать шаровый клапан на рынках или малопонятных магазинах. Практика показывает, что там действительно возможно сэкономить, но никаких гарантий качества нет и быть не может.

Клапан, изготовленный серьезным производителем, продается только через специализированные торговые точки.

Несколько ценных советов

При выборе крана из полипропилена необходимо помнить несколько простых вещей:

  • резьба на корпусе клапана должна соответствовать резьбе на патрубке;
  • приобретение бывшего в употреблении клапана может привести к протечкам, со всеми вытекающими последствиями, в виде затопленных соседей.
  • важное значение имеет торговая марка. Дело в том, что многие европейские производители переносят свои предприятия в страны третьего мира, но не всегда выполняют контроль качества.

Для монтажа крана целесообразно пригласить специалистов – сантехников. Самостоятельная установка запорной арматуры может закончиться печально. Надо помнить о том, что рабочее давление составляет до 8 МПа.

Тонкости монтажа

Место для монтажа определяется исходя из того, что рукоять крана должна спокойно вращаться. После этого необходимо выполнить подмотку резьбы и привернуть его к концу трубы. Кран должен наворачиваться с некоторым усилием, это происходит, потому что подмотка вдавливается в резьбу, препятствуя образованию протечек. Аналогичная операция выполняется с другим концом крана.

Повышение ресурсной надежности полипропиленовых шаровых кранов


Полипропиленовый кран VALTEC

Напорные полипропиленовые трубопроводы благодаря своей дешевизне и относительной простоте монтажа прочно завоевали своё место во внутридомовых инженерных системах.

Кроме непосредственно самих труб и фитингов, соединяемых методом полифузионной сварки, стала применяться и широко использоваться также и специальная полипропиленовая арматура для таких трубопроводов: шаровые краны, вентили, фильтры, коллекторы и обратные клапаны.

Читайте также  Технология производства винтовых свай

Полипропиленовые шаровые краны являются наиболее распространенным видом арматуры, применяемой в системах полипропиленовых трубопроводов. Они устанавливаются и на каждом вводе в квартиру, и на разводящих трубопроводах, и на стояках. Кроме того, такие краны в несколько ином исполнении монтируются на входе и выходе отопительных приборов, позволяя отключать эти приборы в случае необходимости.

Сами по себе шаровые краны являются надёжными и долговечными устройствами. Огромное количество шаровых кранов с латунными и стальными корпусами успешно эксплуатируются десятки лет на объектах самого разного назначения.

Однако в процессе эксплуатации систем полипропиленовых трубопроводов стали выявляться определенные недостатки шаровых кранов, корпус которых выполнен из полипропилена.

Наиболее часто встречающийся дефект, как правило, связан с протечкой крана по штоку (рис. 1, 2).


Рис. 1. Негерметичность уплотнения штока. Проверка мыльным
раствором


Рис. 2. Протечка шарового крана по штоку

Как оказалось, эта проблема может быть вызвана несколькими причинами. Первая причина связана с конструкцией и традиционной технологией изготовления таких кранов.

Латунный шаровой затвор (2) обычного полипропиленового крана (рис. 3) со штоком (4) и седельными кольцами из PTFE (тефлона) (3) помещается в составную пластиковую (полипропиленовую или нейлоновую) обойму (5), состоящую из двух половинок. На шток заранее устанавливаются эластомерные сальниковые кольца (6), выполненные из NBR, EPDM или FPM (витона). Обойма с затворным механизмом фиксируется в пресс-форме, после чего форма поступает в термопластаппарат. Здесь в пресс-форму подаётся под высоким давлением расплавленный полипропилен, формирующий корпус крана (1).

Именно в этот момент могут происходить непредсказуемые деформации обоймы, вызванные воздействием высокой температуры и давления.

В период эксплуатации эти деформации могут усугубляться от воздействия транспортируемой среды. В результате зазоры между обоймой и штоком увеличиваются и уже не могут компенсироваться эластичностью сальниковых колец. Возникает протечка.

Малейшее нарушение режима формования корпуса полипропиленового крана приводит к печальным последствиям. Превышение температуры расплава может привести к полному расплавлению обоймы, что вызовет неработоспособность готового изделия. Если температура расплава будет меньше расчетной, герметичной связи между корпусом и обоймой не возникнет, что вызывает общую потерю краном герметичности (рис. 4).

Рис. 3. Конструкция традиционного полипропиленового крана


Рис. 4. Распил бракованного шарового крана с отслоившейся обоймой

Еще одной причиной потери герметичности полипропиленовых кранов является различие коэффициентов линейного расширения полимерных материалов и латуни.


Рис. 5. Конструкция крана VTp.743

Установка обычного полипропиленового крана в систему горячего водоснабжения или отопления приводит к следующему: пластиковая обойма и корпус шарового крана увеличиваются в размерах больше, чем латунный шаровой затвор и шток. Это ведет к образованию зазора между деталями, в результате чего появляется течь. Шаровой кран уже не представляет собой цельное изделие, а лишь набор отдельных, неплотно прилегающих друг к другу составных частей.

Ещё одним существенным недостатком пластиковой обоймы полипропиленового шарового крана является её гораздо меньшая прочность по сравнению с латунью, из которой выполняется шток. В процессе открытия-закрытия крана, латунный шток, поворачиваясь в обойме, постепенно сминает ее, как и более мягкий и податливый материал. Это вызвано тем, что при воздействии на флажковую рукоятку крана пользователь передаёт на шток не только крутящий, но и некоторый изгибающий момент. И этот изгибающий момент тем больше, чем туже открывается затвор. С течением времени, между штоком и обоймой образуется зазор, который уже не может компенсировать эластичность сальниковых эластомерных колец. Как следствие, возникает течь.

Выявив и изучив вышеизложенные недостатки, компания VALTEC внесла существенные изменения в конструкцию полипропиленовых шаровых кранов.

В полипропиленовом кране VTp.743 (рис. 5) в конструкцию крана включена сальниковая обойма (7), выполненная из латуни CW614N, в которой помещён шток (4) и сальниковые кольца (6). Такая обойма уже не покоробится при формовке и не потеряет герметичности из-за силовых и абразивных воздействий штока. В нижней части штока имеется опорный буртик, который упирается в латунную сальниковую обойму. Таким образом давление рабочей среды, а также возможные гидравлические удары, воспринимает не пластик, как в традиционном кране, а латунь. Обойма, в которой располагается шаровой затвор (2) и седельные кольца (3) выполнена из полипропилена, армированного стекловолоконной фиброй.

Масса фибры составляет 17 % от общего веса материала обоймы. Армированный полипропилен обоймы имеет коэффициент линейного расширения 6,2х10-5 1/°С, что более чем в два раза ниже чем у неармированного полипропилена (13х10-5 1/°С). Таким образом, обойма компенсирует скачок в линейных деформациях латуни и полипропилена, не позволяя появляться в конструкции крана зазоров, ведущих к потере герметичности. Это обеспечивает заявленный класс герметичности шарового затвора (класс «А») как в системах отопления, так и в системах горячего водоснабжения. Эти же решения использованы в конструкции радиаторных шаровых кранов VTр.717 (прямой) и VTр.718 (угловой) (рис. 6).


Рис. 6. Конструкция шарового крана VTр.717

Единственным отличием от крана VTp.743 у радиаторных кранов является наличие дополнительного интегрированного в корпус резьбового патрубка, к которому присоединяется полусгон с накидной гайкой. Полусгон служит для непосредственного соединения полипропиленового крана с отопительным прибором.

Чтобы ещё больше приблизить эксплуатационные и прочностные качества полипропиленового шарового крана к его латунным аналогам, компанией VALTEC был разработан усиленный шаровой кран VTp.744 (рис. 7), представляющий некий гибрид латунного и полипропиленового шаровых кранов, сочетающий в себе достоинства каждого из них.


Рис. 7. Конструкция крана VTp.744

В кране VTp.744 пластиковая обойма затвора и шара заменена на латунную, изготовленную из горячепрессованной никелированной латуни CW.617N. В сущности, получился латунный шаровой кран, заключенный в полипропиленовую оболочку. Для защиты от протечек, вызванных разностью коэффициентов линейного теплового расширения латуни и пластика, в местах возможного негативного проникновения рабочей среды в обойму интегрированы уплотнительные кольца из EPDM. Сальниковый узел такого крана теперь ничем не отличается от сальникового узла обычного латунного крана, например серии VALTEC COMPACT. Такой кран хоть и несколько дороже обычных полипропиленовых кранов, но по эксплуатационным свойствам, прочности и долговечности значительно превосходит их.

Внешний вид кранов VTp.744 и VTp.743 одинаковый. Различаются они маркировкой на корпусе («744» и «743»).

Стендовые испытания в Лаборатории комплексных испытаний элементов инженерных систем (ЛаКИЭлИС) подтвердили ресурсную надёжность шаровых полипропиленовых кранов, о которых мы рассказали в этой статье.

В частности, при циклических испытаниях краны VTp.743, VTp.717 и VTp.718 выдержали по 13 000–15 000 циклов открытия/закрытия на горячей (70 °С) воде, а кран VTp.744 – 24 000 циклов.

Таким образом, используя полипропиленовые шаровые краны VALTEC, пользователь может быть твёрдо уверен в их длительной безаварийной эксплуатации.